Обслуживание подшипников
Как обращаться с подшипниками
Подшипники качения являются высокоточной частью оборудования, и поэтому требуют аккуратного обращения. При установке или демонтаже подшипника необходимо следовать соответствующим инструкциям. Небрежное обращение во время сборки и снятия может привести к серьезным авариям, травмирующим людей и наносящим ущерб имуществу.
Установка - что необходимо знать
Подшипники - очень точные детали, и их установка требует особого внимания. Необходимо учитывать следующие моменты:
• Очистка сопряженных деталей
• Размеры и шлифовка сопряженных деталей
• Процедуры установки
• Осмотр после установки
• Обеспечение смазочными материалами
Методы установки подшипников зависят от их вида и типа посадки. Поскольку подшипники обычно используются с вращающимся валом, то внутренние кольца требуют тугой посадки. Подшипники с цилиндрическим отверстием, как правило, устанавливаются путем нажатия внутреннего кольца на вал (прессовая посадка) или путем их нагрева с целью расширения диаметра (горячая посадка). Подшипники с коническим отверстием могут устанавливаться прямо на конический вал или на цилиндрический вал с помощью конической втулки. Подшипники обычно устанавливаются в корпус со свободной посадкой. Однако если наружное кольцо имеет посадку с натягом, то можно использовать пресс. Подшипники можно устанавливать с натягом, предварительно охладив сухим льдом. В данном случае необходимо провести предварительную обработку от коррозии, так как влага в воздухе конденсируется на поверхности подшипника.
Установка подшипников с цилиндрическим отверстием
Перед посадкой подшипников:
• Нанесите на подшипник консервационное масло;
• Совместимое с большей частью жидких и консистентных смазок;
• Обеспечивает полную защиту до начала эксплуатации;
• Удалите консервационное масло только тогда, когда подшипник будет использован с специальными жидкими или консистентными смазками.
Горячая посадка
Горячая посадка, как правило, используется во избежание применения большой силы, необходимой при прессовой посадке. Данный метод исключает необходимость применения чрезмерного давления на подшипники. При горячей посадке подшипники сначала нагреваются в масле или в индукционном нагревателе для их расширения, а затем устанавливаются, и им дают охладиться. Размер увеличения внутреннего кольца для различных температур и размеров подшипников показан на рис.1.
При горячей посадке необходимо соблюдать некоторые меры предосторожности:
• Не нагревайте подшипники более 120°С;
• Поместите подшипники на сетку из тонкой проволоки или подвесьте их в масляном баке во избежание соприкосновения с дном бака;
• Нагревайте подшипники до температуры на 20-30°С выше самой низкой температуры, необходимой для установки, так как внутреннее кольцо немного охладится во время установки.
После установки подшипник уменьшится как в осевом направлении, так и в радиальном направлении во время охлаждения. Следовательно, во время установки сильно нажмите на заплечик вала во избежание зазора между подшипником и заплечиком.
Установка подшипников с коническими отверстиями
Подшипники с коническими отверстиями могут устанавливаться прямо на конический вал или на цилиндрический вал при помощи закрепительных или стяжных втулок.
Крупногабаритные сферические подшипники, как правило, устанавливаются при помощи гидравлического давления. На рисунке 2 показаны два разных метода сборки. Один метод - это использование втулки с гидравлической гайкой. При другом методе используется втулка с маслом под давлением. Отверстия, просверленные во втулке, используются для подачи масла под давлением в гнездо подшипника. Так как подшипник расширяется радиально, то втулка вставляется в осевом направлении при помощи регулировочных болтов.
Рисунок 2
Внутренний зазор подшипника с коническим отверстием изменяется в зависимости от плотности посадки с натягом. При установке подшипника необходимо постоянно контролировать зазор. Следует давить на подшипник до тех пор, пока радиальный зазор не снизится до параметров, указанных в таблице 1. Внутренний зазор подшипника может измеряться во время установки при помощи щупа для измерения зазора или других подходящих приборов. В данном процессе зазоры обоих рядов роликов должны измеряться одновременно, и две величины должны сохраняться примерно одинаковыми при регулировке относительного расположения наружного и внутреннего колец. Это показано на рис.3. Средние размеры двух экземпляров обоих рядов могут использоваться как остаточный внутренний зазор.
В крупных подшипниках наружное кольцо может слегка деформироваться и принять эллиптическую форму из-за собственного веса. В данном случае для достижения наилучшего результата измерения следует проводить в местах a,b и c (см рис. 4) и помещать их в следующее уравнение
Радиальный зазор =( a + b + c) / 2
Данный метод применяется, когда подшипник находится в состоянии покоя на наружном кольце (радиальный зазор "с" внизу). Когда самоустанавливающийся шарикоподшипник устанавливается на вал с помощью закрепительной втулки, нужно обеспечить необходимый зазор для легкого выравнивания наружного кольца.
Рисунок 3 и 4
Установка сферических роликоподшипников с коническими отверстиями
Посадочный диаметр d | Уменьшение радиального зазора | Осевое смещение | Минимальный допустимый зазор | ||||||
Конус 1:12 | Конус 1:30 | ||||||||
От | До | мин. | макс. | мин. | макс. | мин. | макс. | CN | C3 |
30 | 40 | 0,025 | 0,030 | 0,40 | 0,45 | - | - | 0,010 | 0,025 |
40 | 50 | 0,030 | 0,035 | 0,45 | 0,55 | - | - | 0,015 | 0,030 |
50 | 65 | 0,030 | 0,035 | 0,45 | 0,55 | - | - | 0,025 | 0,035 |
65 | 80 | 0,040 | 0,045 | 0,60 | 0,70 | - | - | 0,030 | 0,040 |
80 | 100 | 0,045 | 0,055 | 0,70 | 0,85 | 1,75 | 2,15 | 0,035 | 0,050 |
100 | 120 | 0,050 | 0,060 | 0,75 | 0,90 | 1,9 | 2,25 | 0,045 | 0,065 |
120 | 140 | 0,060 | 0,070 | 0,90 | 1,1 | 2,25 | 2,75 | 0,055 | 0,080 |
140 | 160 | 0,065 | 0,080 | 1,0 | 1,3 | 2,5 | 3,25 | 0,060 | 0,100 |
160 | 180 | 0,070 | 0,090 | 1,1 | 1,4 | 2,75 | 3,5 | 0,070 | 0,110 |
180 | 200 | 0,080 | 0,100 | 1,3 | 1,6 | 3,25 | 4,0 | 0,070 | 0,110 |
200 | 225 | 0,090 | 0,110 | 1,4 | 1,7 | 3,5 | 4,25 | 0,080 | 0,130 |
225 | 250 | 0,100 | 0,120 | 1,6 | 1,9 | 4,0 | 4,75 | 0,090 | 0,140 |
250 | 280 | 0,110 | 0,140 | 1,7 | 2,2 | 4,25 | 5,5 | 0,100 | 0,150 |
280 | 315 | 0,120 | 0,150 | 1,9 | 2,4 | 4,75 | 6,0 | 0,110 | 0,160 |
315 | 355 | 0,140 | 0,170 | 2,2 | 2,7 | 5,5 | 6,75 | 0,120 | 0,180 |
355 | 400 | 0,150 | 0,190 | 2,4 | 3,0 | 6,0 | 7,5 | 0,130 | 0,200 |
Единица измерения: мм
Контроль и устранение неисправностей
После завершения установки следует провести рабочие испытания с тем, чтобы определить правильность установки. Возможные причины и корректирующие меры против нарушения работы показаны в таблице ниже.
Причины и корректирующие меры против нарушения работы
Нарушение работы | Возможные причины | Контрмеры | |
Шум | Громкий металлический звук |
• Ненормальная нагрузка |
• Коррекция посадки, внутреннего зазора, предварительной нагрузки, положение заплечика корпуса и т.д. |
Регулярный громкий звук |
• Трещины, коррозия или царапины на дорожке качения |
• Замена подшипника, чистка, улучшение уплотнения и использование чистого смазочного материала |
|
Нерегулярный звук |
• Чрезмерный зазор |
• Коррекция посадки и зазора, коррекция предварительной нагрузки |
|
Ненормальное повышение температуры |
• Недостаточное количество смазки или неподходящая смазка |
• Пополнение смазки или выбор подходящего смазывающего материала |
|
Вибрация |
• Бринеллирование |
• Замена подшипника и осторожное обращение |
|
Утечка или обесцвечивание смазки |
• Излишнее количество смазки |
• Сокращение количества смазывающего материала, подбор жесткой консистентной смазки |
Как демонтировать подшипники
Может возникать извлечения подшипника для периодического контроля или по другим причинам. Если извлеченный подшипник подлежит последующему использованию, то с ним следует обращаться также аккуратно, как и при установке.
Назначение смазки
Смазка необходима для уменьшения трения и изнашивания внутри подшипника. Надлежащая смазка и соответствующие процедуры позволяют подшипникам достигать своего предполагаемого срока службы.
Главным образом, смазка служит следующим целям:
• Cнижение трения и изнашивания. Кольца подшипника, элементы качения и сепаратор подшипника защищены от прямого контакта металла с масляной пленкой, которая уменьшает трение и тепловыделение в области контакта.
• Увеличение срока службы. Усталостная долговечность подшипников зависит в большей мере от вязкости и густоты смазки. Интенсивная густота пленки увеличивает усталостную долговечность подшипника.
• Охлаждение. Циркуляционное масло может использоваться для отвода тепла из подшипника. Циркуляционная система, как правило, используется при выработке подшипником чрезмерного тепла в силу высоких скоростей, высоких нагрузок, или когда тепло из источника, находящегося рядом с подшипником, оказывает влияние на его функционирование. Качество масел ухудшается при высоких температурах, следовательно, важно сохранять охлажденными и масло, и подшипник.
• Другое назначение. Соответствующая смазка также помогает предотвратить попадание инородного материала в подшипники и защищает от коррозии.
Основные методы смазки
Смазка подшипника может производиться с использованием либо масла, либо консистентной смазки. Наиболее удовлетворительное функционирование достигается посредством выбора метода, наиболее подходящего для области конкретного применения. Это, конечно, также зависит от условий, в которых будет работать подшипник.
Смазка маслом превосходит в смазочной способности, однако консистентная смазка позволяет создать более простую инфраструктуру вокруг подшипников. В следующей таблице проводится сравнение смазки маслом и консистентной смазки.
Рабочие характеристики | При консистентой смазке | При смазке маслом |
Конструкция корпуса и способ уплотнения | Простой |
– Может быть комплексным |
Скорость | Предельная скорость составляет 65-80% от скорости смазки маслом | Высокая предельная скорость |
Охлаждающий эффект | Низкий | Перенос тепла возможен при использовании циркуляционной смазки под давлением |
Текучесть | Плохо | Хорошо |
Полная замена смазки | Иногда затруднительна | Легкая |
Удаление инородных частиц | Удаление инородных частиц из смазки невозможно | Легкая |
Внешнее загрязнение, вызванное утечкой | Загрязнение близлежащей территории происходит редко |
– Часто происходит без должных контрмер |
Смазка консистентной смазкой
Консистентная смазка - это полутвердый смазочный материал на основе базового масла и сгустителя. Иногда добавляются другие ингредиенты для передачи особых свойств смазочной основы.
Добавки: консистентная смазка часто содержит разнообразные добавки, такие как антиоксиданты, ингибиторы коррозии и добавки высокого давления для придания смазке особых свойств. Добавки высокого давления рекомендуется для использования при применении в условиях тяжелых нагрузок. Для продолжительного использования без пополнения необходимо добавить антиоксидант.
Консистенция: показывает "мягкость" консистентной смазки. В следующей таблице отражено соотношение между консистенцией и рабочими условиями.
Номер консистенции (данные шкалы Национального института пластичных смазочных материалов)
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Консистенция(1) (1/10 мм) |
385≈355 | 340≈310 | 295≈265 | 250≈220 | 205≈175 |
Рабочие условия |
–Для централизованной смазки. |
– Для централизованной смазки. |
– Для общего использования. |
– Для высокой температуры. |
– Для высоких температур. |
(1) Консистенция - глубина следа в консистентной смазке, достигаемая конусом при нажатии определнным весом, указанном в единицах 1/10 мм. Чем больше величина, тем мягче смазочный материал.
Смешение разных видов консистентной смазки
В общем, консистентная смазка разных видов должна смешиваться. Смешение с различными видами загустителей может разрушить состав и физические свойства консистентной смазки. Даже если загустители одного вида, возможные различия в добавках могут привести к разрушающему эффекту.
Количество консистентной смазки
Количество консистентной смазки, помещаемой в корпус, зависит от конструкции корпуса, частоты вращения подшипника, характеристик выбранной консистентной смазки и температуры окружающей среды.
В случаях, когда рабочая скорость не превышает наполовину предельные скорости подшипника, подшипник должен быть наполнен смазкой наполовину или до 2/3 части. Если скорость подшипника превышает половину предельной скорости, то количество консистентной смазки следует сократить от половины до 1/3 и проводить периодичское пополнение смазки. При несложных рабочих условиях первоначальной смазки должно быть достаточно на длительное время без необходимости пополнения. Когда условия становятся жесткими, то появляется необходимость в периодическом пополнении смазки.
Следует избегать чрезмерного количества (переполнения) смазки, так как это приведет к перегреву подшипника.
Пополнение консистентной смазки
Частое пополнение требуется в сложных рабочих условиях, таких как высокая температура окружающей среды или когда загрязняющее вещество может попасть в подшипник. Необходимо составить графики регулярного пополнения смазки. В случаях чрезвычайно сложных условий или расположения подшипников в удаленной области, корпус подшипника должен быть сконструирован так, чтобы пополнение и замена осуществлялись наиболее простым способом. Существуют автоматические системы смазки, и их следует применять.
В нормальных рабочих условиях может быть необходимо периодически смазывать подшипник в целях замены утекающей смазки и удаления испорченной смазки.
Даже при использовании консистентной смазки высокого качества её свойства со временем ухудшаются, в связи с чем, требуется периодическое пополнение.
На рис. (1) и (2) показаны временные интервалы пополнения для различных видов подшипников, работающих на разных скоростях.
Рис. (1) и (2) применимы к условиям смазки высококачественным литиевым мыльноминеральном маслом, выдерживающим температуру 70°С и номинальную нагрузку (P/C=0,1).
Температура
Если температура подшипника превышает 70°С, то на каждые следующие 15°С временной интервал пополнения смазки сокращается наполовину.
Консистентная смазка
Что касается шарикоподшипников, временной интервал пополнения смазки может быть увеличен в зависимости от используемого вида консистентной смазки. (Например, высококачественное литьевое мыльносинтетическое масло может превысить в два раза временной интервал пополнения, показанный на рис. (1). Если температура подшипников менее 70ºС, то подходит использование в качестве смазки литьевое мыльноминеральное масло и литьевое мыльносинтетическое масло).
Нагрузка
Временной интервал пополнения зависит от величины нагрузки подшипника. Смотрите рис. (3). Если Р/C превышает 0,16, то рекомендуется проконсультироваться у специалистов.
(3) Коэффицент нагрузки
P/C | ≤0.06 | 0.1 | 0.13 | 0.16 |
Коэффицент нагрузки | 1.5 | 1 | 0.65 | 0.45 |
Смазка маслом
Когда рабочая скорость превышает предельную скорость консистентной смазки, допустимо для подшипника, то следует использовать смазку жидким материалом. Существует несколько методов смазки. Выбор наилучшего метода зависит от рабочих условий.
1) Смазка погружением: не для высоких скоростей
2) Смазка капельной подачей: для высоких скоростей
3) Смазка масляным туманом: от высоких до сверхвысоких скоростей
4) Смазывание разбрызгивателем: коробки передач/редукторы
5) Циркуляционная система смазки: высокие скорости и высокие температуры
6) Струйная смазка: сверхвысокие скорости, такие как у реактивных двигателей или у станочных шпинделей
с 8.00 до 17.00 (понедельник-четверг)
с 8.00 до 16.00 (пятница)
Двигаясь по ул. Вилонова, поворот у АЗС Газпром / магазина Пятерочка,
далее прямо до проходной базы АЖИО.
Кирпичное 3х этажное здание, левее после въезда на базу.