Заполнение подшипников смазкой
Как наполнять подшипники смазкой?
Бесперебойная работа подшипниковых узлов обеспечивается не только правильностью выбора подшипников, но и соблюдением технического обслуживания, связанного с выбором типа и количества смазочного материала, своевременностью его замены и защиты от загрязнений.
Выбор смазочного материала и способа смазки зависит от условий работы подшипникового узла и требований, предъявленных к смазочным устройствам.
В подшипниках применяют жидкие минеральные и синтетические, густые пластичные и (в особых случаях) твердые смазочные материалы.
Жидкий смазочный материал используют в узлах с высокой частотой вращения или работающих при высокой температуре, когда нельзя использовать пластичную смазку, в случаях, когда кроме опор качения происходит смазывание и других деталей, например зубчатых колес, а также для отвода теплоты.
У высокоскоростных подшипников существует опасность того, что после добавления дополнительного смазочного материала температура повысится, а это приведет к ухудшению качества смазки и работоспособности подшипника.
Наполнение подшипника нужным количеством смазки производится на заводе-изготовителе.
Закладка дополнительной смазки во время монтажа не требуется.
Обычно нет необходимости в периодической смазке подшипника, за исключением случаев, когда подшипник работает в условиях экстремальных температур, скоростей и нагрузок или в условиях чрезмерной сырости и загрязненности.
Частота периодической смазки зависит от типа и качества самой смазки и от операционных условий.
Важно иметь ввиду такие факторы как
- загустение смазки в масляных отверстиях, что делает пополнение невозможным,
- разрушение смазки из-за оксидирования в процессе работы машины.
Производительность подшипника во многом зависит от количества смазки.
Для оптимальной работы подшипника и для того, чтобы избежать переполнения подшипника смазкой, рекомендовано производить пополнение смазки в процессе работы оборудования.
Наполнять подшипник смазкой нужно до тех пор, пока небольшие выделения не появятся из-под нижнего уплотнения на внутреннем кольце.
Возможность смешивания смазок.
Некоторые смазки нельзя смешивать, т.к. при этом они меняют свою консистенцию и допустимую температуру применения.
Смазки с одинаковыми наполнителями и подобными основными маслами можно смешивать.
Литиевые и кальциевые смазочные материалы можно смешивать между собой, но нельзя с натриевыми смазками.
При смешивании может произойти изменение консистенции смазки, хотя это не должно существенно изменить её результативность.
Использование дополнительной смазки
Дополнительная смазка применяется тогда, когда срок службы смазочного материала меньше ожидаемого срока службы подшипника.
Дополнительная смазка осуществляется, когда смазочный материал еще является «родным».
Если смазка, которую применяет производитель подшипников не подходит для данных условий эксплуатации, то необходимо сначала полностью её удалить из подшипника, а затем заполнить его нужной.
Периодичность дополнительной смазки tf
Периодичность дополнительной смазки tf указана в графике.
Рисунок 1. Периодичность дополнительной смазки
Шкала a - радиальные шариковые подшипники,
Шкала b - цилиндрические роликовые, игольчатые подшипники,
Шкала c - сферические, конические, радиально-упорные шариковые и др.
Данная диаграмма построена при следующих условиях:
- стационарные машины,
- горизонтальный вал,
- нормальные нагрузки
- литиевый смазочный материал хорошего качества
- рабочая температура не превышает 70оС
Периодичность дополнительной смазки tf зависит от числа оборотов n, диаметра отверстия d и вида подшипника.
С повышение температуры смазочный материал быстрее стареет, поэтому периодичность нужно уменьшить наполовину при каждых 15оС роста температуры.
При уменьшении рабочих температур можно уменьшить периодичность дополнительной смазки, но не более чем в два раза.
Для цилиндрических подшипников, диаметр которых превышает 300 мм, дополнительная смазка должна производиться чаще, чем указано в диаграмме.
Поэтому соответствующие кривые представлены контурными линиями.
В этих случаях рекомендуется постоянная смазка.
Количество смазочного материала определяется по следующей формуле:
Gk = (0,3...0,5) В* D*10-4,
где
Gk - постоянно подаваемое количество смазочного материала, г/ч,
D - наружный диаметр подшипника, мм,
В - общая ширина подшипника, мм.
Процедура дополнительной смазки
Рекомендуется действовать в соответствии со значением tf *:
1. Если периодичность смазки составляет 6 месяцев, смазочный материал нужно добавлять через каждые 0,5 tf (3 месяца).
Количество дополнительной смазки определяется следующим образом:
Gp = 0,005 D*B,
где
Gp - периодически подаваемое количество смазочного материала, г,
D - наружный диаметр подшипника, мм,
B - общая ширина подшипника, мм.
2. Если периодичность дополнительной смазки превышает 6 месяцев, то по истечении 6 месяцев нужно заменить всю смазку.
Это правило применяется когда отсутствуют более подробные инструкции производителя оборудования.
tf - Периодичность дополнительной смазки